.

Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика.

  • rss

   

В кратких набросках под общим названием “Новое поколение” я попытаюсь приоткрыть дверь в это потенциально возможное будущее. Поскольку другие устройства, подобные iPad, ещё не стали “бизнесом”, а только прототипами, примеры будут строиться на использовании iPad.

«Цифровые аборигены», как правило, проводят перед монитором по 12 часов в сутки. Перебегают с одной гиперссылки на другую, болтают в аськах, пишут в блогах, отвечают на электронные письма, читают новости, причем делают все это одновременно - считает невролог, директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гарри Смолл.

Я бы назвал их просто контентоголиками. И теперь они получили свой фетиш. Этот фетиш - iPad.

Гарри Смолл достаточно известен многими исследованиями по воздействию современных технологий на мозг человека, в частности, воздействию Интернет. Помните "Газонокосильщика"? Так вот Гарри доказал, что доступ в интернет лечит слабоумие. Однако, как показало его другое исследование, изложенное в книге iBrain: "Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются".

И этому процессу сегодня способствуют мобильные устройства. С появлением мобильных устройств доступ в сеть стал возможным осуществляться из любого места при любой погоде на любой скорости в любом настроении и в любом положении тела в пространстве, да не просто контент, а и ещё такой, что учитывает все эти особенности. Майкл Гартенберг размышляет над этой темой: "Исторически сложилось, что мы были привязаны устройствами, которые мы использовали к тем местам, где они были. Было деление на работу и дом, или люди развлекали себя в путешествии, но в "обычном" состоянии были "отключены". Теперь же они всегда "подключены", будь то офис или дом, работа или игра. Доставка контента - вот что важно, и что ещё важнее - именно контента, а не какого-то особенного сервиса". Майкл считает контекст - так называемым "killer app" или прорывной технологией для мобильных устройств сегодняшнего дня. В отличии от прошлых времен, когда понятие "killer app" (или killer application) было связано с конкретным приложением - компьютерной программой, делающим тот или иной технический продукт привлекательным, сегодня примером "killer app" для iPhone мог сперва служить его сенсорный интерфейс, но, по мнению Майкла, для iPad, планшетов и вообще для мобильных устройств "killer app" - это та самая информация, которую вы получаете на экран в соответствии с вашими интересами в заданный момент времени с определенным состоянием окружающей вас среды - то есть контекст "учеба", "работа", "дом" - то, что активирует у вас то или иное поведение.

В эпоху контентоголизма, когда пользователи, как уже было замечено, превращаются в «простых расшифровщиков информации», устройство по типу iPad будет иметь ошеломительный успех. Простое, элегантное, без лишних элементов, все ваши "интересы" доступны в 2 клика и 2 жеста - просто как 2 х 2 = 4. И уже не важно, имеет ли это устройство usb или SD-кардридер, может ли оно звонить, важно, что вы можете получить "обычный" контент и специфический в зависимости от контекста ситуации. Беда (для нашего мозга) именно в этом самом слишком быстром переключении контекста.

Конечно, противники iPad чаще всего те, кто привык добывать себе контент самостоятельно, решая задачи специфическим софтом в зависимости от ситуации, иногда в обход разумных вариантов, особенно если кому для разрядки нужно ещё поморочиться.

Посмотрим опять на крайности: фичеголизм vs. контентоголизм. К первой категории относятся люди, кто жить не может без isa-слота, если он не встроен в его любимый нетбук вместе с тюнером для всех форматов (на всякий случай), компасом, гироскопом, тачскирином,  стилусом, внешними разъемами sata и ide, термометром наружной температуры, часами с кукушкой и встроенной фритюрницей. Про вторую категорию уже достаточно написано.

Первая категория - это наш недавний герой ExoPC Slate.

Как всегда, перегруженный мелкими деталями интерфейс, для нажатия активных элементов надо всматриваться и целиться, за пальцем бегает мышь... Одним словом netbook, не похоже на мобильное устройство с "killer app". Так и хочется взять в руки мышку, подключить клавиатуру и внешний экран. Собственно, на это, видимо, и расчитывали создатели, снабжая его множеством портов и опций. Проще было бы сделать съемную док-станцию. Кто хочет - носит бутерброд, а кто не хочет - то тонкий гаджет. Ведь при такой толщине, как мы видим в ролике, это устройство совсем не выглядит удобным.

Вторая наша крайность представлена неким Бартоном Смитом (Barton Smith). Нарисовав громкое имя Microsoft, наш герой пытается привлечь внимание к своей идее.

Locus OS Interface от Barton Smith на Vimeo.

Что ж, это настоящее воплощение контентоголизма, разделенное по рабочим пространствам. Конечно, сгруппировано красиво, хотя и нарушает описанные выше симптомы и тенденции, а именно желание потреблять информационные потоки без разграничений. С другой стороны, именно в таком подходе выражается крайняя степень болезни - нажми на "living room", смени контекст, и тебе прийдут все сообщения, закипел ли чайник, плачет ли ребенок в соседней комнате, пора ли принять витамины, не нагадила ли собака в соседней комнате, не сухая ли земля у цветов, не пора ли кормить рыбок, напоминание про забытый включенный свет, пора смотреть сериал и т.д. Бесконечный поток плюс сообщения аськи, чатов, блогов, твитов, пропущенные звонки, устройство для создания рутины. Главное не забыть поцепить "пипикалку" на ухо для "подсигналивания" разных контекстов и спарить с гаджетом. Не понятно, зачем секция "create" в таком гаджете, этого просто уже ни к чему контентоголикам. Прямо кадр из "Газонокосильщика", где в начале при побеге шимпанзе переключает контекст с агрессии на дружбу и т.д. Как заправский терминатор. Думать уже не нужно.

Вернемся к нашему главному герою. Все таки с него начинается история. Желание купить iPad - это признак того, что вы больны контентоголизмом. Если вы видите, что это именно то ваше персональное устройство, с чем вы будете ходить ночью и спать днем, то задумайтесь, возможно вам нужно завести собаку или почитать живую книгу? Или просто сходить на рыбалку.

Одно радует, псевдооднозадачность iPad не даст перескакивать вниманию с одного на другое. Возможно вам, будущим владельцам iPad не грозят типичные симптомы сегодняшней молодежи: они с трудом досматривают фильмы до конца, прокручивают затянувшиеся сцены, постоянно ставят на паузу для "отписать в аську/блог/жж/твиттер", при этом отстукивают телеграфной строкой без точек и запятых, постоянно переключают каналы ТВ, недослушивают песни, перескакивают с одной радиостанции на другую, не читают книгу, если нет её электронной версии с разблокированной опцией копи/паста - меняют контекст и подвергают себя стрессам.

Источники: Engadget, kp.ru, Locus OS.

Trackbacks/Pingbacks

  1. Интерфейс как комплекс. Часть II. | IcritiC - 28 февраля 2010

    [...] Так звучит “Ода контентоголизму ” (смотри Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика.) из уст Microsoft в реинкарнации её “телефонного [...]

  2. 1Cross Tech MIDhybrid - iPad вашей мечты. | IcritiC - 9 марта 2010

    [...] мечты о настоящем диванном друге контентоголика (см. Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика.) и о том, каким должен быть [...]

  3. Все о iPad: Все точки над i в вопросе продаж iPad расставлены. | IcritiC - 9 апреля 2010

    [...] 1Gbps трафика на клиентов. Мечта контентоголика (см. Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика.). VN:F [1.8.1_1037]please wait…Rating: 0.0/10 (0 votes cast)VN:F [1.8.1_1037]Rating: 0 (from 0 [...]

  4. Всё о iPad: iPad как инструмент повышения производительности | IcritiC - 17 апреля 2010

    [...] Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика. [...]

  5. Размышления вслух: Просто создать аналог App Store уже мало | IcritiC - 29 июня 2010

    [...] Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика. [...]

  6. Размышления вслух: отпуск как формат смены деятельности. | IcritiC - 5 июля 2010

    [...] в аське и вконтактах не дает покоя (см. Новое поколение: iPad – интерфейс контентоголика.). Благодарим Apple и лично Стива Джобса за время [...]

Оставить комментарий